К 80-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ПЕРЕБЕЙНОС Александра Ефимовна

Годы жизни 1924 – 2011

Участник Великой Отечественной войны

Уборщица учебного корпуса «С»

В девяностые и нулевые в учебном корпусе «С», где занимались юристы, работала уборщицей престарелая женщина, которую запомнили все, кто тогда работал и учился здесь. Она была очень энергична, смотрела гордо, с гневом, вызовом, готовая в любой момент закричать. Работая уборщицей, она мыла не кафедры и аудитории, а только туалеты, мужские и женские. В здании их тогда было пять. Заходя в эти помещения для уборки, методом самонакручивания она немедленно поднимала шум и крик. Преподаватели мелким горошком предпочитали быстрее покинуть это место. Лекторы прикрывали двери аудиторий поплотнее. А студенты нередко вступали в перепалку и даже огрызались с этой суровой пожилой женщиной. Получив ежедневную порцию ответных оскорблений, она домывала и отдраивала унитазы, полы, двери…

Каждый день заведенный ею ритуал повторялся. Но перед уходом домой она преображалась – переодевалась в своей «каптерке» во все чистое, и как будто даже нарядное, делала подобие прически и, как почтенная старая леди, направлялась с сумочкой домой. Всегда задерживалась перед окошком вахты и перекидывалась репликами с дежурными вахтершами. Объявляла: «Ну, я сегодня ушла!», и степенно, с высоко поднятой головой, и даже, по-моему, в шляпке, уходила.

Пропала Александра Ефимовна из виду студентов и сотрудников юридического факультета в 2010 году. А в 2011-м она умерла. Ей было 87 лет.

Оказывается, она была участником Великой Отечественной войны. Служила радисткой в действующей армии под Москвой. Участвовала в боевой операции на Дунае, боях под Смоленском, Ленинградом. Имела воинское звание Сержант.

Ее боевые награды: Орден Красной звезды, Орден Отечественной войны II степени, медаль За победу над Германией.

Никто на кафедрах и в студенческих группах ничего про это не знал.

Судьба смиряла ее, но она не смирилась. Хотя может быть перед самой смертью она чаще улыбалась и грозно не сводила брови.

И пусть она кричала, пусть так раздражалась, пусть вела так, как ей легче было переносить условия, в которые попала под старость. Она заслужила доброе отношение.

Спасибо Вам, Александра Ефимовна, за Победу!

В.В. Сорокин