10 апреля 2025 года декан юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, к.ю.н. Сергей Белов прочитал лекцию студентам Юридического института Алтайского государственного университета о правовом регулировании речевого поведения.
Лектор рассказал о том, что поведение человека можно условно разделить такие формы внешнего выражения, как физические действия (телесные поступки) и речевые поступки (устные и письменные). Речевой поступок социально не менее, а иногда и более значим, чем совершение физического действия.
«Право ограничивает свободу речевого поведения так же, как ограничивается свобода физических действий. Обычно это запрет речевыми поступками причинять вред либо личным правам или интересам (клевета или оскорбление), либо публичным (общественным) интересам (призывы к общественно опасным деяниям, возбуждение социальной вражды или розни и проч.). Чаще всего речь идет об ограничениях содержания информации, которая может распространяться, но не о средствах передачи информации, т.е. о содержании, а не о речевой форме», — сказал Сергей Белов.
Спикер обратил внимание студентов на то, что в некоторых случаях право начинает обращать внимание и на средства высказывания: «Так происходит, когда сама речь, как средство социальной коммуникации, имеет значение с точки зрения социальных интересов, подлежащих защите. И здесь государство не ограничивается запретами на выбор социально неприемлемых языковых средств (например, нецензурной брани), но и заботится о том, чтобы создать эффективную коммуникацию — «общий язык», понятный для сфер публичного общения. Делается это прежде всего с помощью закрепления обязательности следования литературной норме общего государственного языка, но не только».
Сергей Белов сказал, что в правовой сфере (а любой юридический документ — это тоже речевое высказывание) эффективность коммуникации требует соблюдения требований понятности и определенности.
Лектор рассказал о том, что Институт проблем государственного языка в СПбГУ занимается исследованиями того, какие языковые средства создают правовую неопределенность и непонятность:
«Результаты, которые мы получаем, дают основания считать, что использование некоторых слов, словосочетаний, грамматических конструкций, ведет к неопределенности или создает сложности понимания. Для преодоления этих негативных последствий необходимо формировать методики оценки текстов на определенность и понятность (последнее — в зависимости от языковой компетенции адресата)».
Сергей Белов подчеркнул, что регулировать выбор речевых средств право должно так же, как и в других случаях — определять желаемый социальный результат: «В отношении требования определенности это уже сделано — в том числе в практике Конституционного Суда РФ это закреплено как общий принцип, вытекающий из ряда конституционных норм. За рубежом это сделано и в отношении требования понятности, должно это быть сделано и в России. Но для реализации этих требований потребуются лингвистические методики — так же, как например, для применения антимонопольного законодательства требуются методы анализа экономических отношений».
Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае, д.ю.н. Антон Васильев поделился своим мнением о мероприятии:
«Лекция Сергея Белова была посвящена правовому регулированию речевого поведения. Лекция вызвала живой интерес со стороны студентов и множество вопросов: от подготовки словарей и допустимости использования мата в судебных актах».
Фото: пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае